Анисимов О.С. Мышление стратега: модельные сюжеты ВЫПУСК 12. Технологизация и игротехники и мыслетехника
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 5
1 . Мыслетехника в игротехнической работе (диалог) 6
2 .Проект «Методологическая фабрика» 37
3 ПРИЛОЖЕНИЯ 83
3.1 Образ: естественное и искусственное............................................................... 83
3.2 О сущности языка......................................................................................... 100
3.3 О семантике языка......................................................................................... 140
3.4 О сущности технологии................................................................................. 168
3.5 О сущности схем........................................................................................... 186
3.6 Схемы-средства анализа мышления................................................................. 202
3.6.1 Понятия и мышление 202
Роль понятия в познании 202
Путь прихода к понятию 202
Демонстрационность и доказательность понятия 203
Субъективность и объективность в познании 204
Абстракции и язык 204
Появление абстракции в языке 205
Значения и смыслы 206
Абстракции и парадигматизация 206
Акт языкового мышления 206
Абстракции в познающем мышлении 207
Конкретное и абстрактное 207
Абстрактное в диалектике 208
Конкретное 208
Сущность мышления 209
3.6.2 Понятия и логика 211
Структура мышления 211
Механизм мышления 211
Единица мышления-1 212
Единица мышления-2 213
Базовые процедуры мышления 214
Базовые операции мышления 214
Конкретизация абстракции 215
Первый путь мышления "подведение под понятие 216
Второй путь мышления "раскрытие внутренних связей сторон целого 216
Формы организации мысли 217
Задачная и проблемная формы мышления 217
Проблематизация" (онтологический аспект) 218
Проблематизация: онтологический аспект 218
Два типа проблематизации 219
Суждение 219
Е- и ИЕ-типы логического синтеза суждений 220
Роль логических идей дополнительности и уточняемости в мышлении 220
Синтезирование предикатов 222
Синтез предикатов по принципу дополнительности 223
Совмещение высказываний в логике уточняемости 223
Синтез предикатов по принципу уточняемости 224
Синтез предикатов в объектной логике 224
Схема "Логическое выражение простейшего цикла бытия организованности 225
Логико-технологическая форма мышления 226
Логическое и онтологическое усложнение 226
Предпосылка диалектического способа анализа 227
Техника восхождения 228
Уточнение в логическом и онтологическом плане 228
Уточняющее суждение 229
Механизм логики систематического уточнения 230
Логика систематического уточнения-1 231
Логика систематического уточнения-2 231
Уточняющий предикат 232
Уточнение при порождении предиката изнутри 232
Общая технологемма логики уточнения 233
Литература............................................................................................................ 235
Сведения об авторе................................................................................................ 238
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическая установка на профессионализацию методологической, игротехнической и. следовательно, управленческой. консультационно-аналитической и т.п. деятельности, на введение стандартов в сложнейшей интеллектуальной практике оформилась в ходе подготовки к 30-летию сообщества "ММПК", в 2007-2008 гг. Но ее прототипами были установки, введенные в первых семинарах ММПК в 1978 г. Колоссальные преобразования, технологизация всей игромодельной работы и методологических разработок может понять лишь проживший периоды методологических семинаров в сообществе ММК (Московский методологический кружок), перехода к игропрактике в 1979 г., накопивший положительный и отрицательный опыт игротехнической и методологической работы.
В данном выпуске предлагается обзор технологических проблем, связанных с мыслетехническим обеспечением технологизации игротехнического мышления. Обзор дан в форме "диалога", а в приложениях раскрыты многие предпосылки узловых проблем, что должно помочь более глубокому чтению диалога и пониманию основной линии проблем.