Московский Методолого педагогический кружок

Московский методолого-педагогический кружок (ММПК) возник в октябре 1978 г. в результате организационного оформления идеи введения акцента «воспроизводства методологов», возникшей в 1976-1977г. у участника Московского методологического кружка (ММК) Анисимова Олега Сергеевича. ММПК задумывался как служебное к ММК звено инвентаризации технологического и средственного корпуса и трансляции способностей к адекватному их применению. О.С.Анисимов исходил из принципиальной возможности придать всем самоорганизационным процессам, процессам «работы» в ММК нового, более высокого уровня и возможности методического конструирования особого образовательного процесса внутри методологии, возможности появления методологической педагогики.

В то время в ММК считалось, в том числе и лидером ММК – Г.П.Щедровицким, что для «оспособления» нужен большой объем усилий, участие в ряде постоянных семинаров в течение нескольких лет, а полнота и глубина «постижения» образа мышления и жизни члена ММК зависит, прежде всего, от разнообразия и объема усилий, с одной стороны, и от индивидуальной склонности и способности к прохождению пути становления методолога, с другой.

Анисимовым О.С. была выдвинута идея ускорения методологического оспособления за счет рефлексивной самоорганизации. Предпосылкой этому выступил опыт самоорганизации мыслительной работы в процессе самостоятельного освоения наиболее сложных научных и культурных текстов в любой области, приобретенный О.С.Анисимовым в середине 60-х – 70-х гг. и оформленный в виде «метода работы с текстами» (МРТ).

В организации мыслительных процессов и процедур, коллективного взаимодействия в постановке и решении задач и проблем, в рефлексивных процедурах особую роль играют три типа фактора: организация оперирования языковыми средствами (знаками, символами), организация единиц процессов мышления и структурирования единиц в логико-мыслительной «цепи» и субъективная рефлексия в контексте целостности рефлексивного сопровождения мышления. Благодаря МРТ удалось придать форму процессам и процедурам построения, а затем критики и коррекции исходных (авторских) текстов, процессам и процедурам построения изобразительных схем вместе с их семиотическим сознаванием, процессам и процедурам логической организации построения текстов, в том числе через использование технологического конструкта, соответствующего «методу Гегеля». Субъективная рефлексия позволяла организовать путь критики и коррекции структур сознания, самосознания, воли, приводя их к соответствию наиболее сложным требованиям к индивидуальному и коллективному процессу мышления.

На начальном этапе существования ММПК было много субъективных и объективных факторов, определивших отсутствие согласования программ работы ММПК с лидером ММК Г.П. Щедровицким. Поэтому совмещение усилий происходило опосредовано, через участие в реализации программ сектора НИИ Проблем Высшей Школы по проблемам практической подготовки студентов. Г.П. Щедровицкий выступал в качестве соисполнителя, а О.С.Анисимов – в качестве теоретика и идеолога сектора, сотрудника НИИ ВШ.

В 1978 – 1983 гг в качестве наиболее осознанных участников и готовых к реализации идеи ММПК  выступили Ю.Г. Ясницкий, В.С-Б. Бязыров, а также В.Чернушевич и первый староста кружка, студент психологического факультета МГУ С. Самошкин, основу кружка составляли студенты-психологи МГУ, в том числе И. Злотников, И.Постоленко, А.Михайлов. Формой работы, как и в ММК, было проведение методологических, регулярных, еженедельных семинаров.

1978 – 1979 гг была построена методологическая «Азбука» - базовый набор методологических схем-средств, позволяющих реконструировать любое организационно-деятельностное содержание, ставшая основанием последующих методологических разработок.

В 1982 – 1988 гг. лидирующую роль стали играть студенты, а затем выпускники инженерных и иных вузов, в том числе Е.Камраков, Е.Ткаченко, Д.Пивоваров, В.Буторин, а также и В.Чернушевич. Особую роль продолжали играть Ю.Ясницкий, В.Бязыров, а затем, с 1984 г. – В.Давыдов. Значительное место в этот период занял психолог-педагог П.Мейтув.

В 1983 году стали создаваться внутренние условия запуска игровых форм внутри семинара, появились «внутренние» игры с высокой мыслительной акцентировкой. Это подготовило оформление версии ОДИ, которая стала называться в середине 80-х г.г. «организационно-мыслительной игрой», ОМИ. Первая «внешняя» игра в г. Риге состоялась в 1986 г.

С 1988 г. в связи с запуском масштабного образовательного проекта по повышению квалификации управленцев в Высшей школе управления ММПК, особенно Московская группа, сосредоточилась на проведении развивающих учебных игр, подчинив им методологические семинары. Период 1988 – 1990 гг. был периодом наиболее интенсивного становления учебного процесса методологической ориентации, учитывающий предшествующий (с 1980 г.) период мыслетренингов.

Следующий период 1990 - 1994 гг. был временем создания и укрепления особой формы методологической и игротехнической подготовки, независящей от ограничений обычных рамок образовательных учреждений – периодом появления регулярных циклов, состоящих из блоков («модулей») 3-х, а затем 2-х недельного игромодельного процесса. С учетом роста вовлеченности в мероприятия этого типа, с 1988 г., представителей региональных инновационно самоопределенных специалистов появились группы и их региональные лидеры (например, А.Смирнов, В.Косенко, Е.Суворина, Е.Мартынов, Т.Игеткина, В.Матросов, И.Коган, И.Стрыжков, Т.Салатич, Н.Стрикун, В.Цой, А.Штанько, И.Злотников, Б.Айсмонтас и др.). Заметную роль в московской группе стали играть Н.Федулов, С.Луполенко, А.Остапович, А.Шпынев.

Новый период 1994-1998 гг. характерен переходом к проведению «поисковых» модулей и расширением числа аспектов особого внимания. Прежде всего, это касалось анализа игротехнических технологий, их сторон, прежде всего мылетехники и психотехники. Шел поиск резервов сплочения вопреки усложнению внешних, прежде всего экономических обстоятельств. Специфическую роль играли разработки концепций и проектов профессионализации экспертной практики и обучения экспертов, начиная с 1994 г. (при активном участии группы С.Гончаровой, на базе Новокузнецкого ИПК), и методологическое обеспечение инновационных разработок и специальная методологическая подготовка активистов инновационных школ, с середины 90-х г. (при активном участии группы И.Стрыжкова и Т.Салатич на базе Омского ИПК). В тоже время сложилось новое ядро московского семинара, включавшее В.Верхоглазенко, Н.Федулова, А.Емельянова, И.Н. Попова, А.Савченко, А.Иванова и др. К нему присоединился А.Климов, осознавший роль ММПК еще в 1987 г., способствовавший вместе с А.Ивановым и И.Кравченко появлению в 1989 г. Всесоюзного методологического центра при Инновационном объединении  АН СССР.

В 2000 – 2001 гг. ведущую роль играло проведение цикла (4) модулей по теме «Трансляция языка теории деятельности», создававшего предпосылки к появлению «Методологического словаря» (2001 и 2002 гг.), масштабному оформлению языка теории деятельности. В этот же период (точнее – с 1996 г.) появилась основная серия монографических работ лидера ММПК О.С. Анисимова, включавшая главные разделы современной методологии и историческую реконструкцию взглядов предшественников (в том числе – Гегеля, Маркса, Богданова и др.). С 2002 г. начата серия модулей по теме «Принятие управленческих решений», являющаяся основой для непосредственного кооперативного взаимодействия с управленческим и консультационно-аналитическим сообществом.

В настоящее время усилия ММПК обращены на методологическое обеспечение управленческого, педагогического образования, управленческой, аналитической и консультационной практики, а также на налаживание специализированной подготовки методологов и игротехников.

 

Достижения ММПК

1974: ЛСУ

Логика систематического уточнения, оформившая основные логические идеи Гегеля и опыт обсуждения логики ВАК восхождения от абстрактного к конкретному.

1975: МРТ

Метод работы с текстами является механизмом мышления, обеспечивающим понимание, переход к критике, осуществление арбитража в дискуссиях и работе с фиксированными текстами любой сложности.

Является механизмом, обеспечивающим самосовершенствование и саморазвитие, обретение высших знаний и мыслительных способностей, высшего языкового самосознания.

1978: ЯСИ

Язык схематических изображений, выразивший, с учетом практики схематизации и обще-семиотических оснований, основные единицы парадигмы изобразительных схем.

1979: ЯТД

Язык теории деятельности, совмещая глубокую (по требованиям логики систематического уточнения) парадигматизацию и синтагматизацию, с учетом постановки задач и проблем, «свободу» - совмещает схемотехнику (конспектирование, построение и совершенствование, оперирование схематическими изображениями), логическое (принципы дополнительности и уточняемости) оформление мыслительных процессов, рефлексивную самоорганизацию (проблематизацию, депроблематизацию и прогнозирование).

1981: ТЦУ

Технологический цикл управления, оформивший в средствах ЯТД, ЛСУ, цикл процессов, лежащих в основе управленческой деятельности.

1986: ЯТП

Язык теоретической психологии, выражающий в рамках псевдогенетического метода основные категориальные различения психологии.

1989: ИТП

Игротехническая парадигма, оформившая рефлексию игромоделирования и игротехнического управления.

1990: ФСПР

Функционально-структурное пространство рефлексии, оформившее в средствах ЯТД, ЛСУ процессуальные представления о рефлексии.

1991: ЯЭТ

Язык экономической теории, оформивший в рамках псевдогенетического подхода основные концепции экономики.

1999: ИТБ

Иерархия типов бытия, выражающая псевдогенетические переходы от простейшего («природного») типа бытия к высшему («духовному») типу бытия и включающее деятельностное бытие как промежуточное.

1999: ЯСМ

Язык стратегического мышления, выразивший парадигму характеристик, онтологию пространства стратегического мышления (важнейшие выводы).

2001: МС и КПР

Методологический словарь, оформивший множество сложившихся методологических различений.

Культура принятия решений (прежде всего, управленческих), оформившая типовые процессы принятия решений на основе ЯТД, ЛСУ, ТЦУ, ФСР.

2004: СМА

Средства метааналитики, выразившие с помощью ЯТД, ЛСУ, ЯСИ онтологические характеристики систем.

2006: ЦТ

Цивилизационный треугольник, выразивший базисные особенности цивилизации и механизма ее развития на основе ЯТД, ЛСУ, ЧТБ, ЯСИ.