Анисимов О.С. Мышление стратега: исторические ориентиры. Выпуск 15. Разрушение в цивилизационной динамике
Содержание
Введение 4
1 Цивилизационное разрушение: Шумеры
(на материале версии Ю.Д. Петухова) 6
2 Троя: столкновение цивилизаций
(на материале версии А. Бонера) 91
3 Деградационная динамика: пелопонесские войны
(на материале версии Фукидида) 96
4 Деградационная динамика
(на материале версии Тацита) 136
5 Цивилизационная экспансия: А. Македонский
(на материале версий Руфа, Диодора и Плутарха) 200
6 Цивилизационная трансляция: Египет и Иудея
(на материале версии Ю.Д. Петухова) 303
Литература 323
Сведения об авторе 332
Введение
Соотношение культуры, духовности и цивилизации интересовало нас давно, прежде всего в вопросах, связанных с логикой, семиотикой, культурологией в контексте методологических разработок. Переход к специальным разработкам темы цивилизации был связан с некоторыми версиями древнеисторических событий, особенно касающихся Шумер и Египта. Внутреннее открытие сущности цивилизации предопределялось не только и не столько анализом событий прошлого, сколько подготовленностью к высшей форме системного анализа – мегасистемному подходу и технологиям такого мышления. Сначала длительная устремленность к сути стратегического управления, проявившаяся в наиболее сосредоточенных поисках 1999–2006 гг., привела к фундаментальным условиям профессионализма стратегического мышления и управления в целом, включающая логико-семистическую и онтологическую составляющую, а затем и ценностно-идеалополагающую составляющую. Затем выявилось, что техника онтологического, сущностно-бытийного мышления имеет свою специфику, началом раскрытия которой стало углубление взглядов на системную парадигму в 1978–1983 гг., а затем возврат к результатам и переход к систематическим изложениям в 1996–1997 гг. В 2006–2007 гг. это привело к введению метасистемного подхода. Благодаря ему исторические сюжеты получили модельную и сущностную трактовку. И в 2006 г. мы ввели специальную, метасистемную версию цивилизации.
Заинтересовавшись событиям в Малой Азии, Палестине, Персии, Индии, Египте и обладая ориентировкой в истории Рима и Греции, мы подошли к ряду версий об истории русов, славян, генезиса Руси и России. В 2007–2008 гг. мы пришли к выводу о том, что сама история, вне цивилизационных рамок анализа, остается эмпиричной, не несущей существенность. После предваряющих опытов движения в этом направлении мы подошли к возможности увидеть исторический процесс как цивилизационную динамику. Следствия такого прозрения постоянно усиливали энтузиазм, связанный с возможностью, начать видеть историю "по сути", в том числе позитивное и негативное в ней. В этих рамках сама динамика "русской", и славянской вообще цивилизации выступила как стержневая для понимания всемирной истории. Метасистемные средства обеспечивали видеть уровни и типы цивилизаций, в том числе причины цивилизационных деградаций или взлетов.
В предлагаемом выпуске мы обсуждаем сущность исторических реконструкций, сущность содержания исторической динамики в рамках цивилизационного подхода, опирающегося на средства метасистемного анализа. Выпуск предстает как "форма" и средство для трактовок эмпирического материала, которые будут продемонстрированы в последующих выпусках.