Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Том 2
Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Т. 2 Методологическая парадигма и управленческая аналитика. М., 2004. – 364 с. – (Энциклопедия управленческих знаний)
Предлагаемое издание методологического словаря предназначается для участников стратегического управления любыми социокультурными и деятельностными системами, осознавшими роль культуры мышления, изменения языковых средств мышления в процессе принятия стратегических управленческих решений и открытых к профессионально-мыслительному совершенствованию. Прежде всего «Методологический словарь для стратегов» полезен в образовательных, консультативно-аналитических и научных структурах, которые обслуживают функционирование и развитие целостности госслужбы и участвуют в инновационных разработках по созданию наиболее совершенного государственного аппарата и механизмов гражданского общества.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Методологический словарь
Приложения
1 Методологические основы создания парадигмы языка теории деятельности
2 Язык схематизированных изображений (А.Л. Емельянов)
Функция и структура языка
Схематические изображения
Алфавит языка схематизированных изображений
Словарь языка схематизированных изображений
Обозначения и принятые сокращения
Грамматика и синтаксис языка схематизированных изображений
Чтение схем
3 Методологический подход к анализу глобальных проблем
4 Основы теории аналитической деятельности
1. Функции аналитической деятельности
2. Аналитическая деятельность в управленческих системах
3. Аналитическая деятельность и научная форма бытия
4. Аналитическая деятельность и философская форма бытия
5. Аналитическая деятельность и методологическая форма бытия
6. Аналитическая деятельность и игромоделирование
7. Логико-семиотические формы аналитического мышления
8. Информационный аспект аналитической деятельности
9. Особенности ситуационных реконструкций
10. Особенности реконструкции угроз
11. Информационная культура и рефлексивная самоорганизация аналитика
5 Средства анализа управленческой деятельности
I. Анализ особенностей ситуации в управленческой деятельности в целом
II. Анализ представленности в управленческой деятельности содержания, касающегося “объекта” управления
III. Анализ форм управленческой деятельности и индивидуального стиля управленца
IV. Анализ культурной формы управленческой деятельности и развития управленца
V. Концептуальное оформление анализа управленческой деятельности
VI. Специфика логико-мыслительной обработки полученного материала высказываний
VII. Особенности психологического анализа деятельности управленца
6 Технология консультационной аналитики (В.Н. Верхоглазенко, А.А. Звезденков, М.В. Хлюнева)
Исследование
Ценностный анализ
Концептуализация
Проблематизация
Проектирование
7 Экспертное мышление в управлении
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость в методологическом словаре появилась вместе с первыми попытками систематизировать корпус средств теории деятельности, активно разрабатываемый в Московском методологическом кружке (ММК). Крупномасштабные «сборки» осуществлялись и публиковались еще в середине 70-х гг. Однако интерес к языковой упорядоченности и внутренней парадигматизации резко снижался с конца 70-х гг. вместе с игромоделированием, повышенным энтузиазмом и особым отношением к ситуационно значимой игротехнике. К этому времени оформилась программа сознательной инвентаризации и рафинирования языковых средств, заявленная в Московском методолого-педагогическом кружке (ММПК).
Очевидность фундаментальной значимости парадигматизации и привлечения логических форм, вытекающих из «метода» Гегеля, сама исключительность этой формы мышления в пространстве теоретического мышления и конструирования понятий и категорий возникли у нас именно к середине 70-х гг. К этому времени мы уже приобрели особый опыт реализации такого потенциала в рамках практики особой работы с текстами – «Метод работы с текстами» (МРТ).
Первым результатом парадигматизации явилось создание «Методологической Азбуки» – 10 базисных схем (1979 г.). Эта парадигма, с небольшими коррекциями и с увеличивающимся числом парадигматических выводов, сохранилась до конца 90-х гг. А в 2000 г. появилась новая версия парадигмы и ее синтагматически значимое выражение. Оно и составило приводимое здесь «Введение в общую теорию деятельности», а также особую синтетическую, на базе 14 схем, – «онтологическую схему» № 15.
Именно вторичное обращение к принципиальной парадигматизации в конце 90-х гг. создало почву для появления методологического словаря (1-й вариант в 2001 г., второй – в 2002 г.).
Настоящее издание – третье. По составу самого словаря оно идентично второму изданию. А в создании словаря особым фактором послужило «давление» лидеров ММПК и московского методологического семинара – В.Н. Верхоглазенко и А.Л. Емельянова, побуждавших к большой унификации значений терминов.
В этом издании мы обращали внимание, прежде всего, на внешний заказ к системе понятий и категорий. Он идет от практики и рефлексии практики стратегического мышления. Прямое обращение внимания на стратегическое мышление и его методологическое обеспечение возникло в конце 90-х гг. после серии игр по этой тематике. Очевидность того, что именно методология «обязана» быть сервисом стратегической деятельности и мышления была естественна почти с начала деятельности ММК. Для этого достаточно почитать материалы дискуссий 60–70-х гг.
Однако, ответственные формы кооперации между «стратегами» и «методологами» предполагают особую определенность в языковом слое мышления и мыслительного взаимодействия. Недостаточная определенность создает неизбежные недоразумения, что и показала практика стратегических взаимодействий с представителями МК в конце 90-х и начале 2000-х гг.
С 1999 г. мы наращивали уровень определенности в теме «стратегия», и в данном издании он достаточно проявлен в диалоговой модели с общекультурно-мыслительной поддержкой в других диалоговых моделей.
Предлагаемая версия «словаря» и его содержательных сервисов является вполне достаточной для обеспечения стратегического мышления любого уровня и для стратегической подготовки профессионального характера. Специальная подготовка стратегов предполагается в особом учебном процессе, для обеспечения которого и создана кафедра методологии стратегического проектирования и управления в ИПК госслужбы РАГС при Президенте РФ.