Азбука 2000

СХЕМА 1. "ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Целое жизнедеятельности определяется переходом от состояния потребности к исчезновению состояния потребности (индивидуальной, ситуативной, сиюминутной).

Жизнедеятельность включает в себя ряд шагов (этапов):

  • возникновение потребностного состояния (нужды в том, чего стало не хватать для стабильного бытия);
  • отражение «содержания» того, чего не хватает;
  • активация поведенческого механизма;
  • поисковое поведение до нахождения предмета;
  • отражение «содержания» предмета;
  • оценка образа предмета «с точки зрения» образа потребности, до установления соответствия;
  • поведение присваивающее;
  • исчезновение потребностного состояния;
  • «исчезновение» образа потребности (угасание).

 

СХЕМА 2. "ОБЩЕНИЕ"

Целое общения определяется переходом от конфликта к согласованию способов взаимоиспользования.

 

Общение заключает в себе определенную последовательность шагов:

  • жизнедеятельностный процесс, включая поиск предмета потребности;
  • нахождение «другого» человека как предмета потребности (его использования для удовлетворения своей потребности);
  • попытка его использования;
  • сопротивление использованию, оказываемое «другим»;
  • переход к согласованию;
  • выдвижение версий взаимоиспользования;
  • согласование версий;
  • утверждение версии в качестве нормы.

 

СХЕМА 3. "КОММУНИКАЦИЯ"

Целое коммуникации определяется переходом от текстуального выражения мнения к согласованному, более совершенному варианту мнения.

 

Коммуникация включает в себя определенную последовательность шагов:  

  • изложение возникшего и считающегося автором значимого для других мнения о чем-либо;
  • понимающая реконструкция содержания мнения «другим» участником коммуникации;
  • использование результатов понимания для выдвижения альтернативного, более совершенного мнения;
  • сопротивление учету нового мнения;
  • переход в согласование мнений;
  • построение средства согласования и обнаружения «роста» (совершенствования) содержания мнения – арбитражной точки зрения;
  • использование арбитражного средства для установления «роста» содержания мнения;
  • организационное воздействие на снятие затруднений в переходе к согласованию и осуществление согласования точек зрения.

 

СХЕМА 4. "КООПЕРАТИВНАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Целое кооперативной системы определяется переходом от выражения заказа до принятия результата деятельности кооперативной системы, как соответствующего заказу.

 В кооперативной системе деятельности можно выделить определенную последовательность шагов:

  • выражение содержания заказа в форме решения коммуникативной задачи в заказной деятельностной позиции;
  • понимание содержания заказа, соотносимое с возможностями деятельностной кооперации и, при необходимости, корректируемое в согласовательном процессе;
  • перевод содержания заказа в форму проекта деятельности; обеспечение в управленческой позиции реализуемости проекта совместной исполнительской деятельности;
  • использование сервисных деятельностей для преодоления затруднений в согласовании заказа, в построении проекта и обеспечении его реализуемости;
  • реализация частей проекта кооперативной исполнительской деятельности в каждой из исполнительских позиций;
  • использование сервисной деятельности в каждой из исполнительских позиций для преодоления затруднений в реализации частей проекта деятельности.

 

СХЕМА 5. "ВОСПРОИЗВОДИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Целое воспроизводящейся деятельности («единицы» реализации нормы деятельности) определяется переходом от понимания и принятия содержания нормы исполнителем к фиксации соответствия результата деятельности требованиям его нормы.

Воспроизводящаяся деятельность заключает в себе определенную последовательность шагов.

  • понимание нормы;
  • принятие нормы;
  • введение элементов ресурса в нормативно значимые и соответствующие отношения;
  • сохранение своего соответствия требованиям нормы;
  • фиксация соответствия результата нормативному требованию к нему;
  • уход из деятельности.

 

СХЕМА 6. "РЕФЛЕКСИЯ"

Целое рефлексии определяется переходом от выхода из действия для поиска пути преодоления затруднения к фиксации найденного пути, способа действия, на основе предположения о будущем отсутствии прежнего затруднения.

Мини-цикл рефлексии включает в себя следующие шаги:

  • выход из действия, в котором возникло затруднение;
  • реконструкция происшедшего;
  • выявление причины затруднения;
  • коррекция способа действия;
  • возврат в действие.

Макси-цикл рефлексии включает в себя следующие шаги:

  • выход из действия, в котором возникло затруднение;
  • реконструкция происшедшего (ситуационная);
  • выбор ценности (введение ценности), относительно которой будет корректироваться способ действия;
  • построение концепции (понятия) «случая» на базе имеющегося аппарата категорий и с учетом результатов ситуационного анализа;
  • использование концепции для проблематизации прошлого опыта;
  • использование проблемы для построения абстрактной нормы («стратегии»);
  • конкретизация абстрактной нормы;
  • возврат в действие.

 

СХЕМА 7. "АКТ МЫСЛИ"

Целое акта мысли («единицы» языкового мышления) определяется переходом от средственного бытия предиката (имя или знак и значение) к соотнесенному с субъектом, содержательному, «объектному» бытию предиката.

 

 Акт мысли заключает в себе следующую последовательность шагов:

  • фиксация субъекта мысли (S) (материал для мыслительного раскрытия);
  • подбор предиката (P) из набора предикатов (S P);
  • введение предиката в функцию средства мысли;
  • соотнесение субъекта и предиката при содержательной («объектной») интерпретации фиксированных субъекта и предиката;
  • установление соответствия и придание объектного (и «онтологического») статуса предикату;
  • обнаружение несоответствия;
  • возврат предиката в функцию средства мысли;
  • возврат предиката в набор предикатов (словарь).

 

СХЕМА 8. "ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ"

Целое логической формы (идеи дополнительности и уточняемости) определяется переходом от применения одного предиката к применению иного, последующего предиката (в языковом мышлении).

Идея дополнительности заключает в себе следующую последовательность шагов:

  • введение в «пространство мысли» первого предиката;
  • подбор иного предиката, исходя из содержательного отношения «часть – часть» объекта;
  • рассмотрение совмещенных предикатов как «отражения» разных частей единой целостности.

 

Идея уточняемости заключает в себе следующую последовательность шагов:

  • введение первого предиката в «пространство мысли»;
  • подбор иного предиката, исходя из содержательного отношения «целое – детализация целого» объекта, как уточняющего;
  • соотнесение предикатов с точки зрения допустимости уточняющего в «пространство» уточняемого;
  • осуществление перехода от уточняемого к уточненному (более конкретному по содержанию) предикату через посредство (подчинение преобразования содержаний «требованиям» уточняющего предиката) уточняющего предиката.

 

СХЕМА 9. "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ"

Целое решения задач (РЗ) определяется переходом от анализа, реконструкции содержания «исходных данных» и «вопроса» к установлению соответствия выделенной части данных содержанию вопроса или «неизвестного» задачного типа. Целое решения проблем (РП) определяется переходом от фиксации содержания «исходных данных» и «вопроса» к установлению несоответствия содержания вопроса содержанию исходных данных.

РЗ заключает в себе следующие шаги:

  • понимание исходных данных;
  • понимание вопроса через  посредство соответствующей вопросу концепции;
  • поиск той части содержания данных, которая соответствует содержанию вопроса;
  • возможная достройка содержания «данных» до полноты объектного видения;
  • фиксация соответствия выделенной части данных содержанию вопроса.

РП включает в себя следующие шаги:

  • сопоставление фиксированного содержания субъекта мысли с содержанием предиката для выявления частей содержания субъекта, не замещаемых предикатом;
  • выявление части содержания предиката, соседствующей с замещаемым материалом субъекта;
  • выявление линии движения процессов (содержательно-объектная интерпретация), завершаемая в выделенной части предиката;
  • прогнозирование «продолжаемости» этих процессов при коррекции отдельных фрагментов содержания; оформление требований к прогнозируемой дополнительной части предиката (оформление проблемы).

 

СХЕМА 10. "ОРГАНИЗОВАННОСТЬ"

Целое организованности (морфологизации формы) определяется переходом от фиксации формы «нечто» к фиксации соответствия морфологии фиксированной форме.

Становление организованности предполагает прохождение ряда следующих шагов:

  • фиксация содержания формы;
  • переход к поиску и обнаружению морфологии;
  • вовлечение морфологии в форму;
  • фиксация соответствия морфологии имеющейся форме.

 

Бытие организованности предполагает прохождение следующего ряда шагов:

  • фиксация бытия организованности;
  • автономизация организованности;
  • фиксация деморфологизированной части формы;
  • активизация организованности (неполностью морфологизированной);
  • поиск и вовлечение недостающей организованности.

 

СХЕМА 11. "НЕЧТО (КАУЗАЛЬНЫЕ ТИПЫ)"

Целое бытия нечто определяется переходом от внешнего воздействия до внешнего проявления внутреннего реагирования.

Частичные типы реагирования могут быть следующими:

  • внутреннее реагирование без внешнего проявления.
  • нечувствительность к внешнему воздействию;
  • самоактивизация;
  • самоактивизация с внешним проявлением.

 

СХЕМА 12. "СУБЪЕКТИВНАЯ БЛИЗОСТЬ"

Целое субъективной близости определяется переходом от фиксированности уровня субъективной близости к фиксации его изменения.

Этот переход заключает в себе следующие шаги:

  • фиксирование (внутреннее) субъективной близости (оценка уровня близости);
  • вхождение в деятельностную кооперацию;
  • пребывание в деятельностных позициях (различных);
  • внутренняя адаптация к позициям;
  • вхождение в кооперативные отношения;
  • обнаружение влияния различия адаптаций на динамику отношений;
  • субъективная оценка «внешнего влияния» кооперанта;
  • изменение субъективной оценки близости партнера;
  • фиксация (субъективная) изменения субъективной близости в кооперативном взаимодействии;
  • выход из кооперации;
  • фиксация изменения субъективной близости вне кооперации.

 

СХЕМА 13. "ПРОТИВОРЕЧИЯ В СЛОЯХ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Целое определяется переходом от фиксации отсутствия противоречия, обусловленного особенностями «слоя» деятельности, к фиксации зависимости противоречия, возникшего между участниками совместной деятельности, от специфики слоя деятельности.

Типы противоречий: противопоставленность автономных действий, обусловленных различиями действия и рефлексии, рефлексии и критериальным обеспечением рефлексии.

 

СХЕМА 14. "ТИПЫ ГРУПП"

Целое определяется переходом от простейшей формы объединенности людей к наиболее сложной форме объединенности.

Типы группообразования:

  • сплочение по критерию симпатии (антипатии) или в жизнедеятельностном слое;
  • сплочение по критерию согласования результатов рефлексии поведения и по поводу противодействия;
  • сплочение по критерию рефлексии процесса реализации норм (решения задач);
  • сплочение по критерию оснований организации рефлексии;
  • сплочение по критерию способа разработки оснований организации рефлексии;
  • сплочение по критерию поиска способа разработки оснований организации рефлексии.

 

СХЕМА 15. "СИНТЕТИЧЕСКАЯ ОНТО-СХЕМА"


В схеме выражаются представления об обществе в целом. Общество "развертывается" от простейшего уровня бытия – "жизнедеятельности" с его переходом в "общение", имеющее "согласование" на основе конфликта и установки на снятие конфликта пришедших из жизнедеятельности. Согласование вовлекает "мыслекоммуникацию", которая совмещает простейшее использование языка, для изложения мнения, его понимание и критику с последующей организацией взаимодействия и введением "арбитра", создающего более совершенные и обобщенные языковые средства с опорой на языковую рефлексию. С помощью таких средств уровень "социодинамики" переходит на уровень "социокультурной динамики". Вместе с организацией применения средств языка, в семантическом слое, возникают формы "единицы мышления", высказывания и типов связи высказывания, "типы логик". Социокультурное бытие переходит в "деятельностное", в котором выделяются "управление" с "сервисами", управленческая рефлексия и "управленческое мышление", культурный тип рефлексии – "методологический сервис с его "онтологическим" и "каузально-объектным" обеспечением, входящих в "логико-философский сервис" критериального типа. Это оформляет "культурное бытие". Наряду с управлением создается пространство "исполнительской деятельности" с его сервисами и рефлексивными обеспечениями сервисов. Управление и исполнительская подсистема входят в кооперативную коммуникацию и общение, дополняемые "клубным" взаимодействием. На основе вышесказанного могут возникать "экономическое", "политическое" и т.п. бытие.

 

СХЕМА 16. «СТРАНА»

В схеме представлено цивилизационное бытие страны, где разделяются "культура", самобытие народа с его "жизнедеятельностным", "социодинамическим", "социокультурным", включающим семейное и родовое бытие, и бытие "управления", совмещающее функции обеспечения высшими критериями, "неслучайностями" на "принятие решений" в рефлексии, "мышление" в соотнесении субъектов и предикатов мысли, "иерархии" мышления и самоопределения, в которых фиксируются высшие мыслительные и самоопределенческие основания, и "театр", обеспечивающий проживание переходов к высшей самоорганизации в интеллектуальном, чувственном, мотивационном, действенном слоях. Культурное обеспечение управления ведет к появлению аналитики высшего уровня, обеспечивающей организационные иерархии, с их особой ролью "иерарха-стратега", пирамидами мышления и самоопределения, "идеологического" сервиса. В рамках управленческого отношения к бытию народа возникают пространства "деятельности" с "критериальным обеспечением" управления в них и "образованием", "экономики", с "рынком", "финансовым обеспечением" рынка, "микроэкономическими" единицами и "макроэкономикой". Иные следствия развертывания схемы не показаны, но предполагаются.