Азбука 2000
СХЕМА 1. "ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Целое жизнедеятельности определяется переходом от состояния потребности к исчезновению состояния потребности (индивидуальной, ситуативной, сиюминутной).
Жизнедеятельность включает в себя ряд шагов (этапов):
- возникновение потребностного состояния (нужды в том, чего стало не хватать для стабильного бытия);
- отражение «содержания» того, чего не хватает;
- активация поведенческого механизма;
- поисковое поведение до нахождения предмета;
- отражение «содержания» предмета;
- оценка образа предмета «с точки зрения» образа потребности, до установления соответствия;
- поведение присваивающее;
- исчезновение потребностного состояния;
- «исчезновение» образа потребности (угасание).
СХЕМА 2. "ОБЩЕНИЕ"
Целое общения определяется переходом от конфликта к согласованию способов взаимоиспользования.
Общение заключает в себе определенную последовательность шагов:
- жизнедеятельностный процесс, включая поиск предмета потребности;
- нахождение «другого» человека как предмета потребности (его использования для удовлетворения своей потребности);
- попытка его использования;
- сопротивление использованию, оказываемое «другим»;
- переход к согласованию;
- выдвижение версий взаимоиспользования;
- согласование версий;
- утверждение версии в качестве нормы.
СХЕМА 3. "КОММУНИКАЦИЯ"
Целое коммуникации определяется переходом от текстуального выражения мнения к согласованному, более совершенному варианту мнения.
Коммуникация включает в себя определенную последовательность шагов:
- изложение возникшего и считающегося автором значимого для других мнения о чем-либо;
- понимающая реконструкция содержания мнения «другим» участником коммуникации;
- использование результатов понимания для выдвижения альтернативного, более совершенного мнения;
- сопротивление учету нового мнения;
- переход в согласование мнений;
- построение средства согласования и обнаружения «роста» (совершенствования) содержания мнения – арбитражной точки зрения;
- использование арбитражного средства для установления «роста» содержания мнения;
- организационное воздействие на снятие затруднений в переходе к согласованию и осуществление согласования точек зрения.
СХЕМА 4. "КООПЕРАТИВНАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Целое кооперативной системы определяется переходом от выражения заказа до принятия результата деятельности кооперативной системы, как соответствующего заказу.
В кооперативной системе деятельности можно выделить определенную последовательность шагов:
- выражение содержания заказа в форме решения коммуникативной задачи в заказной деятельностной позиции;
- понимание содержания заказа, соотносимое с возможностями деятельностной кооперации и, при необходимости, корректируемое в согласовательном процессе;
- перевод содержания заказа в форму проекта деятельности; обеспечение в управленческой позиции реализуемости проекта совместной исполнительской деятельности;
- использование сервисных деятельностей для преодоления затруднений в согласовании заказа, в построении проекта и обеспечении его реализуемости;
- реализация частей проекта кооперативной исполнительской деятельности в каждой из исполнительских позиций;
- использование сервисной деятельности в каждой из исполнительских позиций для преодоления затруднений в реализации частей проекта деятельности.
СХЕМА 5. "ВОСПРОИЗВОДИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Целое воспроизводящейся деятельности («единицы» реализации нормы деятельности) определяется переходом от понимания и принятия содержания нормы исполнителем к фиксации соответствия результата деятельности требованиям его нормы.
Воспроизводящаяся деятельность заключает в себе определенную последовательность шагов.
- понимание нормы;
- принятие нормы;
- введение элементов ресурса в нормативно значимые и соответствующие отношения;
- сохранение своего соответствия требованиям нормы;
- фиксация соответствия результата нормативному требованию к нему;
- уход из деятельности.
СХЕМА 6. "РЕФЛЕКСИЯ"
Целое рефлексии определяется переходом от выхода из действия для поиска пути преодоления затруднения к фиксации найденного пути, способа действия, на основе предположения о будущем отсутствии прежнего затруднения.
Мини-цикл рефлексии включает в себя следующие шаги:
- выход из действия, в котором возникло затруднение;
- реконструкция происшедшего;
- выявление причины затруднения;
- коррекция способа действия;
- возврат в действие.
Макси-цикл рефлексии включает в себя следующие шаги:
- выход из действия, в котором возникло затруднение;
- реконструкция происшедшего (ситуационная);
- выбор ценности (введение ценности), относительно которой будет корректироваться способ действия;
- построение концепции (понятия) «случая» на базе имеющегося аппарата категорий и с учетом результатов ситуационного анализа;
- использование концепции для проблематизации прошлого опыта;
- использование проблемы для построения абстрактной нормы («стратегии»);
- конкретизация абстрактной нормы;
- возврат в действие.
СХЕМА 7. "АКТ МЫСЛИ"
Целое акта мысли («единицы» языкового мышления) определяется переходом от средственного бытия предиката (имя или знак и значение) к соотнесенному с субъектом, содержательному, «объектному» бытию предиката.
Акт мысли заключает в себе следующую последовательность шагов:
- фиксация субъекта мысли (S) (материал для мыслительного раскрытия);
- подбор предиката (P) из набора предикатов (S P);
- введение предиката в функцию средства мысли;
- соотнесение субъекта и предиката при содержательной («объектной») интерпретации фиксированных субъекта и предиката;
- установление соответствия и придание объектного (и «онтологического») статуса предикату;
- обнаружение несоответствия;
- возврат предиката в функцию средства мысли;
- возврат предиката в набор предикатов (словарь).
СХЕМА 8. "ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ"
Целое логической формы (идеи дополнительности и уточняемости) определяется переходом от применения одного предиката к применению иного, последующего предиката (в языковом мышлении).
Идея дополнительности заключает в себе следующую последовательность шагов:
- введение в «пространство мысли» первого предиката;
- подбор иного предиката, исходя из содержательного отношения «часть – часть» объекта;
- рассмотрение совмещенных предикатов как «отражения» разных частей единой целостности.
Идея уточняемости заключает в себе следующую последовательность шагов:
- введение первого предиката в «пространство мысли»;
- подбор иного предиката, исходя из содержательного отношения «целое – детализация целого» объекта, как уточняющего;
- соотнесение предикатов с точки зрения допустимости уточняющего в «пространство» уточняемого;
- осуществление перехода от уточняемого к уточненному (более конкретному по содержанию) предикату через посредство (подчинение преобразования содержаний «требованиям» уточняющего предиката) уточняющего предиката.
СХЕМА 9. "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ"
Целое решения задач (РЗ) определяется переходом от анализа, реконструкции содержания «исходных данных» и «вопроса» к установлению соответствия выделенной части данных содержанию вопроса или «неизвестного» задачного типа. Целое решения проблем (РП) определяется переходом от фиксации содержания «исходных данных» и «вопроса» к установлению несоответствия содержания вопроса содержанию исходных данных.
РЗ заключает в себе следующие шаги:
- понимание исходных данных;
- понимание вопроса через посредство соответствующей вопросу концепции;
- поиск той части содержания данных, которая соответствует содержанию вопроса;
- возможная достройка содержания «данных» до полноты объектного видения;
- фиксация соответствия выделенной части данных содержанию вопроса.
РП включает в себя следующие шаги:
- сопоставление фиксированного содержания субъекта мысли с содержанием предиката для выявления частей содержания субъекта, не замещаемых предикатом;
- выявление части содержания предиката, соседствующей с замещаемым материалом субъекта;
- выявление линии движения процессов (содержательно-объектная интерпретация), завершаемая в выделенной части предиката;
- прогнозирование «продолжаемости» этих процессов при коррекции отдельных фрагментов содержания; оформление требований к прогнозируемой дополнительной части предиката (оформление проблемы).
СХЕМА 10. "ОРГАНИЗОВАННОСТЬ"
Целое организованности (морфологизации формы) определяется переходом от фиксации формы «нечто» к фиксации соответствия морфологии фиксированной форме.
Становление организованности предполагает прохождение ряда следующих шагов:
- фиксация содержания формы;
- переход к поиску и обнаружению морфологии;
- вовлечение морфологии в форму;
- фиксация соответствия морфологии имеющейся форме.
Бытие организованности предполагает прохождение следующего ряда шагов:
- фиксация бытия организованности;
- автономизация организованности;
- фиксация деморфологизированной части формы;
- активизация организованности (неполностью морфологизированной);
- поиск и вовлечение недостающей организованности.
СХЕМА 11. "НЕЧТО (КАУЗАЛЬНЫЕ ТИПЫ)"
Целое бытия нечто определяется переходом от внешнего воздействия до внешнего проявления внутреннего реагирования.
Частичные типы реагирования могут быть следующими:
- внутреннее реагирование без внешнего проявления.
- нечувствительность к внешнему воздействию;
- самоактивизация;
- самоактивизация с внешним проявлением.
СХЕМА 12. "СУБЪЕКТИВНАЯ БЛИЗОСТЬ"
Целое субъективной близости определяется переходом от фиксированности уровня субъективной близости к фиксации его изменения.
Этот переход заключает в себе следующие шаги:
- фиксирование (внутреннее) субъективной близости (оценка уровня близости);
- вхождение в деятельностную кооперацию;
- пребывание в деятельностных позициях (различных);
- внутренняя адаптация к позициям;
- вхождение в кооперативные отношения;
- обнаружение влияния различия адаптаций на динамику отношений;
- субъективная оценка «внешнего влияния» кооперанта;
- изменение субъективной оценки близости партнера;
- фиксация (субъективная) изменения субъективной близости в кооперативном взаимодействии;
- выход из кооперации;
- фиксация изменения субъективной близости вне кооперации.
СХЕМА 13. "ПРОТИВОРЕЧИЯ В СЛОЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Целое определяется переходом от фиксации отсутствия противоречия, обусловленного особенностями «слоя» деятельности, к фиксации зависимости противоречия, возникшего между участниками совместной деятельности, от специфики слоя деятельности.
Типы противоречий: противопоставленность автономных действий, обусловленных различиями действия и рефлексии, рефлексии и критериальным обеспечением рефлексии.
СХЕМА 14. "ТИПЫ ГРУПП"
Целое определяется переходом от простейшей формы объединенности людей к наиболее сложной форме объединенности.
Типы группообразования:
- сплочение по критерию симпатии (антипатии) или в жизнедеятельностном слое;
- сплочение по критерию согласования результатов рефлексии поведения и по поводу противодействия;
- сплочение по критерию рефлексии процесса реализации норм (решения задач);
- сплочение по критерию оснований организации рефлексии;
- сплочение по критерию способа разработки оснований организации рефлексии;
- сплочение по критерию поиска способа разработки оснований организации рефлексии.
СХЕМА 15. "СИНТЕТИЧЕСКАЯ ОНТО-СХЕМА"
В схеме выражаются представления об обществе в целом. Общество "развертывается" от простейшего уровня бытия – "жизнедеятельности" с его переходом в "общение", имеющее "согласование" на основе конфликта и установки на снятие конфликта пришедших из жизнедеятельности. Согласование вовлекает "мыслекоммуникацию", которая совмещает простейшее использование языка, для изложения мнения, его понимание и критику с последующей организацией взаимодействия и введением "арбитра", создающего более совершенные и обобщенные языковые средства с опорой на языковую рефлексию. С помощью таких средств уровень "социодинамики" переходит на уровень "социокультурной динамики". Вместе с организацией применения средств языка, в семантическом слое, возникают формы "единицы мышления", высказывания и типов связи высказывания, "типы логик". Социокультурное бытие переходит в "деятельностное", в котором выделяются "управление" с "сервисами", управленческая рефлексия и "управленческое мышление", культурный тип рефлексии – "методологический сервис с его "онтологическим" и "каузально-объектным" обеспечением, входящих в "логико-философский сервис" критериального типа. Это оформляет "культурное бытие". Наряду с управлением создается пространство "исполнительской деятельности" с его сервисами и рефлексивными обеспечениями сервисов. Управление и исполнительская подсистема входят в кооперативную коммуникацию и общение, дополняемые "клубным" взаимодействием. На основе вышесказанного могут возникать "экономическое", "политическое" и т.п. бытие.
СХЕМА 16. «СТРАНА»
В схеме представлено цивилизационное бытие страны, где разделяются "культура", самобытие народа с его "жизнедеятельностным", "социодинамическим", "социокультурным", включающим семейное и родовое бытие, и бытие "управления", совмещающее функции обеспечения высшими критериями, "неслучайностями" на "принятие решений" в рефлексии, "мышление" в соотнесении субъектов и предикатов мысли, "иерархии" мышления и самоопределения, в которых фиксируются высшие мыслительные и самоопределенческие основания, и "театр", обеспечивающий проживание переходов к высшей самоорганизации в интеллектуальном, чувственном, мотивационном, действенном слоях. Культурное обеспечение управления ведет к появлению аналитики высшего уровня, обеспечивающей организационные иерархии, с их особой ролью "иерарха-стратега", пирамидами мышления и самоопределения, "идеологического" сервиса. В рамках управленческого отношения к бытию народа возникают пространства "деятельности" с "критериальным обеспечением" управления в них и "образованием", "экономики", с "рынком", "финансовым обеспечением" рынка, "микроэкономическими" единицами и "макроэкономикой". Иные следствия развертывания схемы не показаны, но предполагаются.