Азбука 1982. Схема 2. Развитие деятельности

В любой деятельности могут быть затруднения, связанные либо с неправильным подбором материала, средства, либо с неточным следованием способу использования средства, либо с отсутствием требуемых способностей у деятеля и т. д. В этом случае поставленная цель не достигается. Однако необходимость достижения цели ставит деятеля перед необходимостью выяснить причины затруднений и наметить путь их преодоления. Моментами преобразования деятельности являются:

1) описание осуществленной деятельности, в которой встречено затруднение;

2) выявление причин затруднения;

3) создание новой программы деятельности, в которой не будет прежнего затруднения;

4) снабжение новой деятельности всем тем, что позволяет реализовать новую программу;

5) контроль за реализацией новой программы деятельности.

Будем называть перечисленные моменты, соответственно, «рефлексией», «критикой», «программированием», «снабжением» и «контролем». Совокупность, этих моментов составляет единицу развития деятельности.

Тем самым, если прежде (схема 1) мы говорили о реализации программы деятельности (будем называть этот процесс функционированием деятельности), то теперь речь велась о процессах появления программ. Непосредственно видно, что исходным состоянием деятельности может быть такое, когда помимо требований к продукту (цели) нет иных требований, которые появляются именно в историческом процессе развития деятельности.

Программа имеет два принципиально различных момента. С одной стороны, это описание будущей деятельности. С другой стороны, это предписание, требование осуществления будущего процесса. Данные моменты составляют две стороны условий превращения человека в деятеля (см. схема 1). Частной формой развития деятельности является придание рефлексивному описанию значения предписания.