Азбука 1982. Схема 3. Становление организованности

В связи с тем, что программа деятельности содержит лишь требования к будущей деятельности, для их реализации необходим подбор соответствующих объектов, могущих реализовать эти требования. Так, без человека, обладающего нужными способностями, бесполезным окажется самый подходящий материал, самые эффективные средства. Поэтому следует осознать процесс подбора объектов как особый и важный процесс, который мы назовем процессом наполнения программных мест. Соответственно этому программные требования выступят в роли наполняемых мест, а объекты – в роли наполняющих.

Так как программа представляет собою разнородную целостность требований, каждый компонент которой реализует свою особую функцию, будем места наполнения называть функциональными. Употребление этого термина имеет и другое основание – каким бы ни было наполнение, место сохраняет свое содержание (сравните: математическое уравнение как функциональное выражение и результат его «наполнения» конкретными числовыми выражениями). Мышление имеет дело с понятиями, как такими функциональными местами, которые никогда не наполняются конкретным материя лом, так как последний замещается, а не собственно наполняет место понятия (см. схему 9). В деятельности наполнение носит прямой характер.