Зимний модуль 2022 г. Путь к онтологиям и «абсолютному» мышлению
Несмотря на то, что мы, в ММПК, изначально (с начала работы ММПК в 1978 г.) были приверженцами гегелевского понимания философии и его «абсолютного метода», с различными поводами приближались к освоению его «метода» и основных результатов, во многом выраженных нами в современных средствах методологического мышления с использованием преимуществ схемотехники, особенно «языка схематических изображений» (ЯСИ), вписанного в единый метод работы с текстами (МРТ), понимание ключевых положений Гегеля оставалось для большинства «приближающимся», относительным в полноте. Понимание направленности мысли великого мыслителя и общая ориентированность в содержании идей при усилении тщательности в мыслетехнике, ее рефлексивном сопровождении и поисках форм и результатов парадигматизации инструментария привели к огромному объему как арсенала, так и следствий в его применении. Однако массив разработок при следовании ценности высшей определенности, однозначности мысли, убедительности и доказательности мы старались оценивать реалистично и многократно корректировали звенья аппарата, уточняли и раскрывали. В последнее время мы приложили усилия в линии высшего, абсолютного мышления, необходимого для мышления в позиции стратега и в рамках цивилизационного подхода в обсуждении современного мирового кризиса и перспектив развития как России, так и всего мирового сообщества. Мы не только использовали возможности игрового моделирования в разработках моделей принятия стратегических решений, но и осознали важность прихода к «стратегическому театру» в рамках «Универсального аналитического центра» (УАЦ). Приоритетом последнего времени выступило раскрытие сути опыта СССР и политического мышления вождей в нем, прежде всего И.В. Сталина. Мы знали, что в Китае тщательно изучают опыт СССР и управления под руководством вождя. Тем более, что такой опыт является уникальным и необычайно грубо искаженно трактуемым противниками марксизма и вообще особенностей «русского пути» в истории, нашей цивилизационности, как во время прямых противостояний в ХХ веке, так и в период холодной войны, а также в настоящее время. Введение цивилизационного контекста расширяет значимость материала многих веков и тысячелетий. Мы создали версию динамики мировой цивилизации объемом более чем в 100 тысяч лет, в которой прослеживается базисная роль нашего суперэтноса и его государственных форм бытия. Этим обеспечивается понимание современного процесса на ином, качественно более высоком уровне.
Но само качество мышления во всех рефлексивных функциях, в позиции аналитика, понимания особенностей мышления политика зависит от иерархии уровней качества мысли, а высший уровень совмещает позиции философа с логико-онтологической и методологической ориентацией. Поэтому мыслетехника с учетом богатства идей и всего содержания гегелевской системы, его понимания «абсолютности» мысли и ее результатов требовала дополнительного осмысливания. В результате в 2020 году появилась учебно ориентированная версия «онтологии» вместе с пакетом сопровождающих текст СИ. В этой версии была достигнута более точная интерпретация содержания «абсолютности» мысли и содержания, что помогало доосознать и такие инструменты, как «системная онтологическая триада», «метафизическая семерка», «метафизический ромб», «цивилизация», «страна». Были созданы учебные пособия, примыкающие к таким содержаниям по линии аналитики. Вновь мы обращались к Гегелю, в том числе к теме соотношения религии и философии, а также и искусства, в целостности учения об «абсолютном духе».
В связи с подготовкой к игромодельному циклу, «модулю» по материалу политического опыта «большевизма» России, СССР, политического мышления И.В. Сталина возникла необходимость дать ориентир, «дорожную карту» к приходу к онтологиям и абсолютному мышлению.
ПУТЬ
- Первичное познание в созерцании;
- Выражение познанного в коммуникации;
- Реагирование в типе «для-иного»;
- Реагирование в типе «для-себя»;
- Рефлексивная самоорганизация в реагировании;
- Рефлексивная коммуникация;
- Дискутирование и введение арбитражной позиции;
- Реагирование в типе «для-в-себе»;
- Мышление как подведение под понятия;
- Конкуренция между понятиями;
- Рассудочное согласование в арбитражной дискуссии;
- Реагирование в типе «в-себе и для-себя»;
- Введение метаарбитража;
- Реагирование в тип «в-себе и для-сути»;
- Разумный арбитраж в дискуссии;
- Переход от рассудочной к разумной дедукции;
- Переход от убедительности к доказательству;
- Развитие интеллектуальности;
- Мотивационное обеспечение в развитии интеллектуальности;
- Идентификация в общении;
- Позиционная идентификация;
- Актерская идентификация;
- Самокоррекционное обеспечение развитие мотивации и интеллекта;
- Режиссерская организация идентификации;
- Решение задач в позиции сценариста;
- Постановка проблем в позиции сценариста;
- Идеологическое корректирование пересценарирования;
- Онтологический цикл и соотношение потенциальности и актуализации;
- Соотношение индукции и дедукции в мышлении;
- Культура мышления и типология культур;
- Практическая идеологизация;
- Сущностная идеологизация;
- Религиозная идеологизация и типология религий;
- Духовная идеологизация;
- Культура и цивилизация;
- Типология цивилизаций и типы цивилизационных отношений;
- Философская идеологизация;
- Онтологизация и критерий «абсолютности»;
- Соотношение религии и философии;
- Мыслетехника и схемотехника;
- Мыслетехника и методология;
- Стратегическое мышление и мыслетехника;
- Цивилизационная аналитика и потенциал гармонизации цивилизационного сообщества;
- Философия и методология.
Для следования «карте» рекомендуется сочетание участия в игромодельных циклах и тренингах, с одной стороны, и применения словарей, прежде всего психологического, социологического, культурологического, философско-методологического, а также учебных пособия и монографий.