Анисимов О.С. Мышление стратега: модельные сюжеты. Выпуск 19. Игромоделирование и технологическая самоорганизация игротехника
Анисимов О.С. Мышление стратега: модельные сюжеты. Выпуск 19. Игромоделирование и технологическая самоорганизация игротехника. – М., 2010. – 373 с. – (Энциклопедия начинающего стратега).
В данном выпуске мы даем технологическую ориентацию в игротехническом пространстве с учетом опыта моделирования принятия игротехнических решений, накопавшегося с первых "игротехнических школ" в 1988–1989 гг.
Главным остается вопрос о возможности и особенностях принятия игротехнических решений в режиме постановки задач и их решения, а затем постановки и решения проблем, а также вопрос о достижимости на каждом шаге в игровом пространстве двигаться только "правильно" и с обоснованностью по критериям аппарата методологии. В выпуске даны модельные диалоги игротехнического рефлексирования
Содержание
Введение............................................................................................. 5
1 Сущность и типы игр........................................................................ 7
1.1 Сущность игры.................................................................................. 7
1.2 Деловые игры.................................................................................. 22
1.3 Организационно-коммуникативные игры....................................... 31
1.4 Организационно-деятельностные игры......................................... 40
1.5 Деятельность актера и режиссера................................................ 61
1.6 Игротехника в развивающих играх.................................................. 85
1.7 Игрок в развивающих играх: требования......................................... 114
1.8 Игротехник в развивающих играх.................................................... 122
1.9 Самоопределение в игре и творческая мобилизация.................... 148
2 Технологизация игротехнической работы...................................... 170
2.1 Сущность культуры и мышление.................................................... 170
2.2 Задачи и организация мышления................................................... 183
2.3 Рефлексивные действия и мышление........................................... 212
2.4 Мыслетехника в игротехнике (диалог)..........................................230
2.5 Технологизация мышления игротехника (диалог).......................... 259
2.6 Синтезирование предикатов и игротехника (диалог).................... 293
2.7 Творчество и развитие в игромоделировании.............................. 343
Литература............................................................................................ 363
Сведения об авторе............................................................................... 372
Введение
Надежность аналитики способствует приданию неслучайности принимаемых решений, а затем и неслучайности поправок, коррекций, совершенствованию деятельности и жизни в целом. Но само явление "надежности" аналитики зависит и предопределяется культурой мышления в ходе реализации рефлексивной функции.
Поскольку рефлексивная практика вышла за пределы индивидуального самовыражения, из рамок индивидуальных усилий и приобрела черты демонстративности, публичности, вовлекала потребности доказательства и опровержения, то прежние требования к аналитике уже перестали быть актуальными. Даже сами процессы принятия решений вошли в зону демонстративности, публичности, доказательств и подтверждений, опровержений и проблематизации.
Те, кто остается вне такой зоны, превращаются в фактор "тормоза", неуспешности, бесперспективности. Как бы ни были живучими инерции безответственного мышления во всех его формах, в том числе в стратегическом управлении, иные требования уже существуют, и их роль будет повышаться, их действие будет все более предопределяющим.
Все это наиболее отчетливо проявляется в игромоделировании. Устаревшие принципы еще имеют свою инерциальность и лидируют в игропрактике. Но новые принципы уже приобрели свою определенность и инерцию, особенно в инноватике и всей линии обеспечения развития. Наибольшую значимость новые принципы имеют в стратегическом управлении. Однако практическая перспективность такого подхода зависит от придания технологической формы самому игромоделированию, где совмещаются в рефлектирующем мышлении и самоорганизации "статика" и "динамика", "рутина" и "творчество".
Сам же игромодельный процесс зависит, прежде всего, от качества игротехнической работы в ее "рутинном" и "творческом" слоях. В устремлениях к профессионализации игротехнической работы и соответствующих способностей, возникших уже на начальных стадиях нового типа игромоделирования, в развивающих играх ("организационно-деятельностных играх") с систематическим рефлексивно-методологическим предопределением (с начала 80-х гг. ХХ в.), мы искали пути технологизации игротехнической работы.
Но высочайшая сложность этой работы "отодвигала" перспективу "творческой технологизации". И только в 2007 г. Мы вышли на уровень стратегического целеполагания, а в 2009 г. Первых опытов моделирования системной самоорганизации игротехников в решении своих задач и проблем.
Вместе с этим появились более точные представления о технологических формах, высшие из которых соответствуют поставленной стратегической установке и цели. Было ясно, что вместе с решением данной проблемы мы решаем великую проблему "окультуривания" практики принятия и реализации управленческих решений, прежде всего в стратегическом управлении, а также проблему высшей аналитики и трансляции рефлексивной культуры.
В данном выпуске мы даем технологическую ориентацию в игротехническом пространстве с учетом опыта моделирования принятия игротехнических решений, накопавшегося с первых "игротехнических школ" в 1988–1989 гг.
Главным остается вопрос о возможности и особенностях принятия игротехнических решений в режиме постановки задач и их решения, а затем постановки и решения проблем, а также вопрос о достижимости на каждом шаге в игровом пространстве двигаться только "правильно" и с обоснованностью по критериям аппарата методологии. В выпуске даны модельные диалоги игротехнического рефлексирования.