Анисимов О.С. Мышление стратега: модельные сюжеты. Выпуск 23. Язык и развитие психики

Скачать книгу

В этом выпуске дается проблемно-теоретический и проектно-практический обзор проблем развития психики в рамках воздействия знаково-символических и семантических средств, прохождения пути освоения и особой адаптации к этим средствам.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1 Концептуально-технологические проблемы зависимости
между использованием знаковых и символических средств языка
и развитием субъективности 6
2 Субъективный образ  (естественное и искусственное) 51
3 Сущность языка 68
4 Семантика в целостности языка 109
5 Схемы: сущностные основы 137
6 Развитие субъективности 153
7 Языковые средства и структурирование внутреннего мира 172
8 Цели и ценности 195
9 Развитие и духовность 214
ПРИЛОЖЕНИЯ 241
1  ДИСКУССИИ 70-Х ГОДОВ 242
2  "Нечто" и развитие 376
3  Развитие психики: Гегель 396
 
 ВВЕДЕНИЕ
В данном выпуске обсуждается проблема зависимости интеллектуального и общего психического развития отследования требованиям языковых, знаковых, символических и семантических средств, с которыми сталкивается человек, которые ему приходится присваивать. На стадии присвоении таких средств человеку, его психике приходится адаптироваться к особенностям средств, осуществляя как неосознанные, так и осознанные трансформации, в том числе через самокорректирование и самоизменение. На стадии применения измененные психические механизмы не только сохраняют адекватность рамкам мыслекоммуникативных и иных задач и проблем, но и продолжают путь совершенствования, самоизменения при преодолении затруднений в решении задач и проблем. Тем самым, изменение и развитие становится непрерывным.
Учитывая общую линию интеллектуального и общего развития человека в образовании, мы в середине 70-х гг. заметили особые возможности в этом, открываемые использованием разработанного нами МРТ ("Метод работы с текстами"). Первоначальное воодушевление, возникшее в серии опытно-экспериментальных разработок 1975–76 гг., было предопределено объективными свойствами МРТ, роль которых в развитии только еще опознавалась. Написание диссертации по полученным результатам позволило закрепить прояснение и открыть множество различных опытов, осуществленных в последующие годы. Тем более что создание ММПК (Московский методолого-педагогический кружок) в 1978 г. был одним из следствий перспективного видения возможностей МРТ для становления методологов и мыслителей высшего уровня вообще. Конкретные проблемы высшей и средней школы оттеснялись на периферию, но удерживались в связи с концептуально-проектными усилиями методологов, занимавшихся этими проблемами.
В этом выпуске дается проблемно-теоретический и про-ектно-практический обзор проблем развития психики в рам-ках воздействия знаково-символических и семантических средств, прохождения пути освоения и особой адаптации к этим средствам.

Скачать книгу