Курс по схемотехнике. Домашнее задание к Занятию №4
1) На прошедшем занятии мы продолжали «понимать» маленькие фрагменты текста. Разобрали два фрагмента – про «Автора» и «Понимающего».
Удавалось с трудом. Но все же в результате занятия нам удалось получить образцы «процедур понимания».
Кроме того, нам удалось ввести следующие очень важные представления:
• Представление о рефлексии
• Представление о двух (пока) типах образов автора – «внутренний образ» (его еще называют «в-себе») и «образ для других» («для-иного»)
Конечно, это еще не понятия, но уже представление.
2) Если пересмотреть свои записи (или видеозапись занятия), то можно даже выделить для себя правила «авторства», «понимания», и правила участия в коммуникации вообще.
• Это для успеха нашего курса очень важно.
Но еще важнее – не просто сформулировать их в тетради, а начать применять на практике (см. Таблицу ниже).
3) И последнее. Хотя даже при поверхностном чтении видно, что каждое следующее задание выполняется с учетом результатов предыдущего, рядом с каждым заданием приведена ценность каждого из заданий. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть необходимость приступить к заданию сразу, чтобы успеть дойти до последнего задания.
Успехов!
№ | Задание | Ценность |
1. | Многие заметили, что второй фрагмент текста («затруднения в понимании») нам на прошлом занятии не удалось довести до требуемого уровня строгости.
Задание: Требуется это сделать самостоятельно. |
10% |
2. | Задание: Третий фрагмент текста «о критике» также следует изобразить схематически.
Рекомендации: • Сначала можно изобразить позицию критика «самого по себе», но затем следует включить его в контекст общей схемы коммуникации. • Все три позиции (А, П и К) должны быть изображены с однородной степенью детализации. • И главное, в схеме должны быть отражены необходимые условия, обеспечивающие замкнутость цикла движения содержания. Дополнительное задание для бывалых коммуникантов (т.е. прошедших модули О.С. Анисимова): • Объединить получившуюся схему со схемой занятия №2 и далее выполнять задания с учетом полученного результата. |
20% |
3. |
Задание: из получившейся схемы (именно из схемы, а не из исходных текстов) выведите правила участия в коммуникации: - автора - понимающего - критика - и коммуниканта (участника коммуникации) вообще. Пожалуйста – делайте это с соблюдением русского языка и без потери здравого смысла. Отдельно (обязательно отдельно) сформулируйте правила участия в коммуникации (для А, П, К и коммуниканта вообще), исходя из услышанного на всех трех занятиях, а также из наблюдений за практикой наших обсуждений (это ведь тоже – коммуникация, хотя и далекая от идеальности). Расположите эти записи так, чтобы их было удобно сравнивать (см. Таблицу ниже). |
30% |
4. | Попытайтесь применить эти правила в жизни.
Соберите статистику попыток осмысленной деятельности в каждой позиции. Результаты отразите с указанием: - всего попыток - удачные попытки (по ощущению) - неудачные попытки (причина неудачи / нарушенное правило) |
40% |
Примечание:
Задания 3-4, по возможности, выполните на компьютере; можно непосредственно в этом файле.
Рисование на компьютере схем – пока рано (сейчас важнее поработать руками)
Таблица 1. К заданию 3. Правила участия в коммуникации
№ | Правила, следующие из схемы коммуникации | Дополнительно сформулированные правила |
Автор | ||
1. | ||
2. | ||
... | ||
Понимающий | ||
3. | ||
Критик | ||
4. | ||
Участник коммуникации вообще | ||
5. |
Таблица 2. К заданию 4. Статистика успешности коммуникации
Всего (попыток) |
Удач, % | Неудач,% | Причины затруднений (при неудачах) |
Автор | |||
1) |
|||
Понимающий | |||
Критик | |||
Участник коммуникации вообще | |||