Анисимов О.С. Методология и наука XXI века

Научный доклад на ежегодной сессии МАН 17 января 2008 г.

Основная ценность исследовательской деятельности, состоящая в устремленности на результат, на содержательность знания переносилась и на методологическое сопровождение, и рефлексивное осознание методологического обеспечения, "самосознание" методологии науки. Недостаточность ценностной установки на содержание и результата перехода на устремленность к форме, а затем и механизму организованного исследования, его средственно-технологическому обеспечению понимали и демонстрировали многие мыслители, хотя они и оставались в зоне непризнаваемой основной массой участников познавательного процесса инноватики.. К ним можно причислить Сократа, Платона, призывавших выходить за пределы наблюдаемости, созерцаемости и создавать гипотетические конструкции "сущностных" взглядов, как особых средств полемики о том, что такое знание. Нередко знания трактовались как "призраки" (Беркли), зависимые от особенностей устройства познающих механизмов.

Принципиальную значимость зависимости знания от познающих механизмов, применительно к субъективным механизмам, придал Кант, потом Фихте. Гегель вывел субъективность за пределы носителя психики, подробно обсудив роль языковых средств, нормативных систем в социокультурном пространстве. Вместе с масштабным раскрытием Марксом роли средств в деятельностных системах появились предпосылки к оформлению социокультурных и деятельностных парадигм, переносимость которых в научное пространство привело к возникновению прагматизма, позитивизма, философии языка, философии культуры, праксиологии и др. направлений методологически значимых обеспечений науки. К середине ХХ века возникли все предпосылки создания новой парадигмы методологии.

 

Полный текст доклада