Анисимов О.С. Образование: сущность и актуальные проблемы

История человечества демонстрирует зависимость успешности, благосостояния, качества решения возникающих перед ним задач и проблем от особенностей реализации образовательной функции, полноты соответствия действий образовательной сферы объективному заказу на деятельность сферы образования, от развитости самого механизма образования и внутренней гармонии моментов обучения и воспитания. Специфика механизма образования зависела от состояния и уровня развитости самого общества, потенциала снабжения образования всем необходимым для выполнения заказа на образование, а также возникших в это время притязаний самой сферы образования. В то же время реагирование образования на заказы и свое самовыражение, притязания зависело от понимания сущности, реального состояния, уровня развитости механизма, его возможностей, перспективы изменений и вписанности в динамику бытия общества.

Функцией образования выступает подготовка к адекватной и эффективной жизни в сложившемся и имеющем определенную перспективу обществе со стороны приобретения способностей к реализации типовых норм, всех типов, характерных для механизма общества. Поэтому изменение ее механизма общества отражается изменением содержания типовых норм, обеспечивающих воспроизводства жизни общества, изменением стандартов необходимых способностей. В то же время обретение способностей в сфере образования опирается на механизм организации порождения способностей, осуществляемой профессионалами-педагогами/  4;5 /. В зависимости от содержания норм, к реализации которых готовят в образовательном механизме, оформляется и способ «выращивания» способностей. Содержание способа во многом зависит от специфики учебно-воспитательных целей и задач, характерных для той или иной эпохи, в которой осуществляется образовательное действие. Однако в содержании способа выращивания способностей есть универсальное «ядро», учитывающее субъективную природу человека как объекта преобразования. Степень осознанного учета этой природы зависела от ряда особенностей устройства общества и изменений механизма общества. Существенно отличаются особенности общества в доиндустриальную и постиндустриальную эпоху. Ряд особенностей выделяется при учете механизма политического, экономического, идеологического управления обществом. Тем самым учитывание всех этих особенностей отражается на модификациях способов организации выращивания необходимых способностей, обретающих статус образовательных стандартов.

Универсальная часть способов опирается на учет закономерностей преобразовательного воздействия на первоначальные формы процессов изменения способностей при устремленности «учеников» («воспитуемых») к обретению новых или более совершенных, с более высоким потенциалом, способностей. В отличии от преобразования «вещей», которые не имеют механизма самоорганизации и реагирования на преобразующее воздействие происходит «естественно», в зависимости от естественной и несубъективной природы, преобразование в рамках образования включает воздействие на самоорганизацию «ученика» («воспитуемого»), зависящей от типа психики, типа нервной системы, генотипа и т.п. Основное воздействие локализуется не столько в слое действия, поведения «ученика» («воспитуемого»), сколько в слое его рефлексивного сопровождения действия. При фиксированности нормы («учебно-воспитательной задачи») внешнее воздействие, регулирование сосредоточивается во внесении изменений в рефлексивную самоорганизацию и придание определенности в содержание и форму рефлексии «ученика» («воспитуемого»). Только корректируя рефлексивный процесс у него можно добиться сознательной коррекции действия и этим нужного изменения способности в соответствии с нормой. Поскольку в образовательном действии выделяются стандарты решаемых задач, подчинение заказам общества и наличию специальных, «научных» знаний, типовых ориентиров и т.п., то к рефлексии добавляется специальная критериальная база по теме, осваиваемому предмету, компоненту «учебной программы». Эта база оформляется в «теоретическую основу» осваиваемого действия, становящуюся содержанием критериального обеспечения рефлексии в самоорганизации «ученика» («воспитуемого»). Тем самым преобразовательное воздействие педагога состоит в построении учебных действий и их корректировании через корректирование рефлексивной самоорганизации «ученика» («воспитуемого»). При всех различиях в содержании учебных действий (вещных, интеллектуальных, мотивационных, духовных и т.п.) содержание рефлексивных процессов и их оформление носит универсальный характер. Для максимального использования рефлексивного потенциала в образовательном процессе выделяется необходимость формирования «рефлексивной культуры» с применением высших критериев, прежде всего философии, логики, методологии.

 

Текст полностью