Анисимов О.С. «Дидактика» Я.А. Коменского
Образовательный лифт, образ которого построил Я.А.Коменский, сочетает факторы всех типов и соотносим с целостным образом страны, в которой он размещается и опирается на все условия реализации, которую он обеспечивает субъективным потенциалом как ресурсом развития и гармонического благополучия. Учитываются отношения диалектического характера между обществом и культурно-духовной формой, обществом и природой, организационным механизмом и организуемым, сочетая «горизонтальный» и «вертикальный» моменты единой диалектики. Образовательный механизм встраивается в эти моменты, обеспечивая надежность и функционирования, и развития страны. Такой механизм и онтологически, и цивилизационно адекватен. После достижений немецкой классической философии , особенно после появления гегелевского философского цикла, содержание парадигмы Я.А.Коменского могло бы обрести более совершенную форму. Но этого не случилось и лишь при наличии современных мыслетехнических технологий это можно осуществить. Замысел теоретико-технологической парадигмы педагогической деятельности и образования в целом, в его новом издании, соразмерен движению к такой цели, подчеркивая фундаментальные особенности игротехнического подхода.