Анисимов О.С. «Дидактика» Я.А. Коменского

Переходя к переизданию двухтомника по концепции педагогической деятельности в рамках игротехнической парадигмы и акмеологического подхода мы пришли к необходимости учета и реконструкции образовательной парадигмы Я.А.Коменского, его «Дидактики», во многом близкой к нашему взгляду. Это может подчеркнуть совместимость и перекличку идей в педагогике, не обесценивая множество полезных парадигматических вкладов иных мыслителей (Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М 1989).

Образовательный лифт, образ которого построил Я.А.Коменский, сочетает факторы всех типов и соотносим с целостным образом страны, в которой он размещается и опирается на все условия реализации, которую он обеспечивает субъективным потенциалом как ресурсом развития и гармонического благополучия. Учитываются отношения диалектического характера между обществом и культурно-духовной формой, обществом и природой, организационным механизмом и организуемым, сочетая «горизонтальный» и «вертикальный» моменты единой диалектики. Образовательный механизм встраивается в эти моменты, обеспечивая надежность и функционирования, и развития страны. Такой механизм и онтологически, и цивилизационно адекватен. После достижений немецкой классической философии , особенно после появления гегелевского философского цикла, содержание парадигмы Я.А.Коменского могло бы обрести более совершенную форму. Но этого не случилось и лишь при наличии современных мыслетехнических технологий это можно осуществить. Замысел теоретико-технологической парадигмы педагогической деятельности и образования в целом, в его новом издании, соразмерен движению к такой цели, подчеркивая фундаментальные особенности игротехнического подхода.

 

Полный текст