Азбука 1982. Схема 8. Социальная единица

Деятельность начинается вместе с переходом от постановки цели к процессу ее достижения. Вместе с доопределением программы деятельности (включением остальных компонентов, помимо требований к продукту) сам процесс деятельности все больше подчиняется не только характеристикам цели, но и всей истории развития систем деятельности (см. схемы 2, 5, 6). Возникает культурная форма достижения цели. Будем называть культурой совокупность программ деятельности, их обобщений, а также средств организации деятельности. Следовательно, все созданные в деятельности продукты (включая способности людей) превращаются в результаты культурного преобразования природы.

Функции целеполагания и управления, вначале слитые, затем распадаются, поскольку управляющий становится не только зависимым от целеполагающего, но и от системы культуры, обеспечивающей ему развитие деятельности в ходе достижения цели (как любой цели). На определенном этапе своего развития деятельность управляющего может предъявить требования к процессам целеполагания.

Динамика отношений между функциями и деятельностями целеполагания и управления является особым предметом анализа современного производства.

Следует различать функции управления и организации системы деятельности. Если при организации в качестве затруднения выступает несогласованность подсистем деятельности (см. схема 6), то при управлении предполагаются любые причины затруднения.

В коллективной коммуникации, подчиненной решению деятельностных и мыследеятельностных задач, большую роль играет умение управлять и организовывать коллективное мышление. Оно основано на разграничении функций и способов существования каждого участника. Рассмотрим условия этого и прежде всего процессы темоопределения для участников совместного мышления. Решение этой задачи позволит перейти последовательно к анализу ситуации каждого участника до включения в пространство совместной деятельности, затем к определению соответствующих затруднений и проблематизации и, наконец, к нормообразованию.

«Тема» занимает определенное место в наборе других образований, которые встречаются в процессах программирования и в деятельности в целом (например, проблема, цель, программа и т. д.). Введем понятие о темообразовании, реализуя теоретико-деятельностный подход. Это означает построение самой ситуации, в которой появляется потребность в темообразовании и само темообразование средствами самых абстрактных представлений о деятельности (понятиями о деятельности).

Схематизируя процесс появления и существования темообразования, мы усматриваем следующие этапы процесса:

  1. Введение пространства будущей деятельности.
  2. Определение типа надстроечной работы (позиции).
  3. Фокусирование на части (стороне) функционирования.
  4. Выделение части пространства функционирования и отделение ее от остального пространства с переводом в пространство надстроечной работы в место для продукта.
  5. Трактовка отделенного и помещенного содержания как места для будущего продукта или как темы.

Если идти дальше и доопределить характеристику продукта, а затем и программы в целом, то получим ситуацию осуществленного самоопределения в деятельности.

Следовательно, содержание темы имеет минимум три вида своего существования:

  1. как темы, по отношению к которой любые цели суть частные наполнения (темы как места для целей);
  2. как цель (ее форма );
  3. как продуктная составляющая программы (форма программы, ее часть).

Введение пространства деятельности выступает по методу как конструктивное развертывание исходных схем теории деятельности с учетом требований заказа на деятельность, как инструментальное (понятийное) выражение содержания заказа со стороны определенности пространства деятельности. Лишь после введения пространства начинается собственно самоопределение, состоящее прежде всего в выборе типа позиции и в выборе того в деятельности, по отношению к чему устанавливается отношение, соответствующее выбранной позиции (рефлексивное, критическое, нормативное, снабженческое и контролирующее). Самоопределение на этом этапе составляет необходимое условие организации будущей деятельности. Тема, как часть пространства функционирования еще, не включена явно в будущую деятельность. Если же содержание «помещено» в позиционно определенную деятельность в качестве места для цели, то оно приобретает характер ситуативно определенной темы (соотнесение с ситуацией). Тема – принципиально неоднородное по функции образование – она внеситуативна и ситуативна одновременно. Если снимать ее ситуативность, то тема рассматривается вне деятельности. В то же время тема нам необходима как тема деятельности и она не может не соотноситься с ситуацией деятельности. Поскольку тема не зависит от способа деятельности и вообще от ситуативно определяемой деятельности, то тема участвует в деятельности в особой роли – организатора процесса программирования. Тема не изменяется в деятельности, а лишь доопределяется или меняется.

Доопределение темы зависит от уровня детализации исходных схем пространства и определенности исходных схем. Другая сторона зависимости уровня детализации в самой определенности темы – зависимости от содержания заказа. Это доопределение может произойти в любой момент деятельности, если причиной затруднения выступает неопределенность темы.

Темоопределение в узком смысле – выбор и помещение в пространстве позиционной деятельности в качестве формы продукта – предполагает использование в качестве средства результат построения пространства деятельности (схема пространства). Сначала она проекционно фокусируется (выделяется основание проекции – фокус – и производится проецирование). Проекция выступает в роли «знания» о пространстве. В нем содержится как сама часть или сторона пространства, так и контекст связей части с остальной целостностью. В этих связях выражается роль всего остального в «судьбе части». Именно этот процесс ведет к появлению предметизированного (и позиционного) отношения к пространству функционирования, если позиционная деятельность организуется в рамках фокусированной нормировки.

Если предметизированное изображение пространства деятельности используется в качестве средства темоопределения, то содержание «части» перефункционируется и выступает в роли продукта темообразования. При этом знаниевый характер «части» снимается и она превращается вновь в средство мышления, а затем интерпретируется как содержание формы будущего продукта предметизованной деятельности (места для продуктных характеристик на материале характеристик заказа).

Наличие определенного пространства деятельности и типологические характеристики предметизованных деятельностей (рефлексии, критики, программирования, снабжения, контроля) в надстройке над функционированием позволяет систематически выводить (проекционно) типологию тем или «систему» тем.       '

Формулирование темы представляет собою выражение конечного результата процесса темообразования. Оно непонятно без предшествующего.

Форма продукта, дополненная до формы всей будущей деятельности, перерастает в предмет деятельности. Вначале предмет деятельности существует в форме программы деятельности, а затем, после методического осмысливания, в форме метода деятельности, который в свою очередь имеет две формы своего выражения – проектную и знаниевую. В качестве специфической формы выражения программных содержании выступает процессуальная и структурная схематизация программных содержаний (результат процессуальной интерпретации структурных схем и оформления в соответствующей схеме). Во втором случае будущая деятельность предстает в качестве технологической схемы. Еще одной частной формой выражения программных содержаний является структурная схема деятельности, в которой учтены лишь деятели (организационная схема). Если связи между деятельностями устранены, то организационная схема превращается в схему деятельностных позиций. Планированию соответствует такое процессуальное изображение, при котором выделяются лишь все этапы становления продукта (последовательность промежуточных продуктов).

Если форма (норма) деятельности не может быть снабжена всем необходимым (морфологией), то возникает ситуация затруднения на стадии программирования (упреждающим учет совместимости нормы с морфологией). Если затруднение вовлекается в предметное рассмотрение, то оно превращается в проблему.

Существует специальная мыслительная техника обнаружения рассогласования между функцией и морфологией. Она отнесена к ситуации развития методического обеспечения систем деятельности типодеятельностными характеристиками и способами их комплектования. Многообразие точек рассогласования между пространством деятельности и реальными ресурсами составляет поле затруднений. Определение же многообразия «точек заказов» на новую деятельность, продуктом которой является многообразие средств и технологий, обеспечивающее совокупную практику, является построением поля проблем.

Все вышеуказанные процедуры (от уяснения заказа до программирования) составляют системодеятельностную единицу нормирования новой деятельности. Особое значение имеет при этом «размещение» деятелей по позициям. Если деятелю приходится совмещать несколько типодеятельностных мест в пространстве деятельности, то содержание подготовки специалистов резко меняется. Необходимым становится формирование системодеятельностных знаний, навыков и умений. Традиционно деятельность специалиста считается единой, не расслоенной типодеятельностным образом и ориентированной на получение того или иного типа продукта типо- и системодеятельностная подготовка предполагает обращение именно к соотнесению позиций заказчика и организатора на этапах нормирования деятельности и все вышеуказанные процедуры с соответствующей техникой мышления.

Имитация позиции заказчика со стороны реализующего заказ и имитация позиции организатора со стороны заказчика в пределах соответствующих возможностей культуры деятельности заказчика и организатора являются условиями создания социальных единиц на базе технологически организованных систем деятельности. Взаимное доверие и совместное утверждение и уточнение содержатся заказа и «устройства» пространства деятельности вызывают необходимость обучения методам кооперативно значимой и многопозиционной коммуникации.

Итак, процесс темоопределения опирается на ведение пространства. деятельности и состоит в следующем ряде процедур:

  1. установление того позиционного места в пространстве деятельности, которое решает занять деятель;
  2. определение функциональной характеристики этого места;
  3. выявление тех позиционных мест, которые кооперативно связаны с исходной;
  4. определение типа функциональных отношений исходного места к другим (его «окружению»);
  5. формулирование темы деятельности (функциональные отношения к «окружению» и их отнесение к компоненту «окружения»).

В результате формулируется в языке теории деятельности то, чем и по отношению к чему будет заниматься деятель. Понятийная характеристика деятельности используется затем для ее уточнения в связи с учетом реальных условий деятельности, и, прежде всего, наличных средств, материала, моделей и т. д. Результатом ситуативного уточнения выступает программа деятельности. В то же время, если пространство деятельности не учитывает особенностей ситуации, то возникает возможность его перестройки. Установление потребности в предметно ориентированной совокупности новых мест в пространстве деятельности является процессом проблематизации в деятельности.

Тем самым, построение пространства деятельности, темоопределение, переход к цели» задаче, проблематизации выступают звеньями единого цикла управления деятельности, опирающегося на построенное пространство деятельности.

В условиях кооперированной совместной деятельности построение пространства деятельности выступает как единое основание соответствующих многообразий тем, задач и проблем. Теоретико-деятельностное построение пространства совместной деятельности предопределяет согласованность деятельности отдельных участников и является орудием решения управленческих и организационных задач. Каждый участник, пренебрегающий требованиями того или иного функционального места, должен обосновать необходимость своего перехода в другое место или в другое пространство деятельности. По крайней мере организатор обязан следить за всеми перемещениями и приводить эти процессы в соответствие с намеченной целью коллективной деятельности.