Азбука 1982. Схема 9. Мыслительное действие

Мышление может быть необходимым во всех процессах деятельности. Однако специфическими функциями, в реализации которых невозможно обойтись без мышления, являются функции развития деятельности (см. схему 2). Так в рефлексии нужно рассмотреть осуществленную деятельность как объект особого рода и описать его. Управляющий имеет дело прежде всего с описаниями деятельности. При описании пользуются языком (см. схема 7). Поскольку в языке заложена лишь возможность описания (или предписывания) конкретных ситуаций, то специфичность содержания ситуации восстанавливается при помощи элементов содержания, введенных в языковый набор – элементов системы языковых значений. Оперирование значениями и создает специфичность мышления в отличие от естественного течения чувственных образов.

В силу языкового характера описания, его результат выступает в роли гипотезы, предположения о содержании объективной ситуации. Если оно не подтвердится, то придется вернуться к построению новой гипотезы. Условность всякого отождествления результата описания и самой описываемой ситуации является фундаментальной характеристикой мыслительного отражения, что ведет к учету историчности процесса отражения (повторениям рефлексивных описаний при обнаружении недостаточности прежних описаний).

В науке языковые значения заменяются специально создаваемыми понятиями, помогающими преодолевать недостатки естественного языка (субъективность критериев реализации коммуникативной функции). Поскольку понятие имеет три основные формы существования в мышлении – быть средством мышления вне употребления (в языке), быть употреб ленным средством мышления и быть гипотетическим заместителем объекта мысли, вышеприведенные соображения о мышлении можно представить в следующей обобщенной форме. Воспользуемся при этом терминами логики – субъект (то, о чем говорится) и предикат (то, что говорится). Тогда гипотеза или будущее знание надо рассматривать как предикат в роли субъекта. Основными процессами в мышлении выступают выдвижение гипотезы или субъективация предиката и снятие гипотезы. Мыслитель пользуется правилами языка, поэтому он реализует ту или иную программу мышления как деятельности.