Остапович А.О.

Список работ Остаповича Александра Олеговича

Остапович А.О. Формирование мышления и дискуссия

Современное образование, успешно построив систему «обучения», встала перед следующей задачей - построения системы «воспитания». Для педагогики, то есть деятельности по изменению самого человека (развитию его субъективности или психики), это означает не просто улучшение (совершенствование), но ставит задачу качественного преобразования, пересмотра своих основ (развитие). 

 

Полный текст.

Парадокс «Курица или Яйцо» и три этапа развития умозрительности

Парадокс Курицы и Яйца имеет богатую историю, и рассмотренные ниже решения часто имеют свои исторические прототипы (знакомые, а также незнакомые автору).  

Парадокс хорош тем, что позволяет сформулировать на одном материале несколько задач разного уровня сложности; соответственно, и подход к их решению - разный. Поэтому рассмотрим задачи в порядке их усложнения, а чтобы задачи не путались, особое внимание уделим их формулировкам.

Подробнее о коммуникации

Генезис возникновения коммуникации

По своему происхождению коммуникация предстает как слой «обще-ния». Но общение известно и в животном мире. Это очень мощный механизм налаживания субъективности, который позволяет придать поведению нескольких особей качества единого целого. В его основе лежит идентификация одной особи с другой. Логически очевидно, что организовать «общее поведение» без общения невозможно. Соответственно, те, у кого развит подобный психический механизм, сразу попадают на верхние ступени развития в животном мире.

О языке схематизированных изображений

Для начала – об обычном знаковом языке.
При передачи сообщений всегда используется посредник. В устной речи таким посредником выступает модулированная воздушная среда, в письменной – текст. Наличие посредника ставит проблему: «Как с помощью материального носителя можно транслировать другому сознанию не-материальные представления?».

Популярно о методологии и педагогике

Методология педагогики

Педагогика – одна из тех немногих областей, где методология смогла воплотиться в практику, и  воплотиться весьма успешно. Впрочем, многие удачные находки методологии на этом попроще зачастую «восстанавливали в правах» педагогические формы, принципы и даже технологии уже известные педагогической и философской мысли прошлого. В этом смысле, методология помогла педагогам наладить критериальный способ проектирования своей деятельности. Говоря проще – навести у себя порядок.

К понятию функции

Функция – одно из базовых понятий, используемых в современном консалтинге. Но, хотя практически ни одно обследование предприятий не обходится без написания раздела о его «функциональной структуре», с самим этим понятием – просто беда. В самом деле, в одном из вполне толковых пособий[1] использованы следующие утверждения:

  1. Функция – устойчивый обособленный вид деятельности[2].
  2. Соотношение между этими понятиями [процесс и функция] относительные и зависят от принятой договоренности при моделировании… … Часто …каждый процесс декомпозируют на функции и моделирование идет от процессов верхнего уровня к составляющим их функциям. В другой системе договоренности сначала задаются функции, понимаемые как «свернутые» процессы, а затем представляются процессы их реализации …
Ленты новостей