Азбука 1982. Схема 10. Логика восхождения

Процесс мышления представляет собой последовательный переход от одного акта использования понятия для образования знаний об объекте мысли к другому акту. Знание постепенно становится все более многообразным.

Логически это означает построение предикативных структур. Для организации построения сложных знаний пользуются теми или иными процессуальными соображениями. Программное выражение идей процесса и составляет основу того или иного вида логики.

Предметом логики выступает программно организованное мышление. При развитии мышления до понятийных форм мышления его программное обеспечение усложняется до введения методов мышления. Традиционные логики были ориентированы на методы мышления, учитывающие прежде всего план знакового оперирования без соответствующей связи с особенностями объекта мысли. Содержательно-генетическая логика (Щедровицкий Г. П.) появилась как попытка операционального решения мыслительных задач при учете особенностей объекта. В целом идеи диалектической логики возникли в попытках учитывать содержание, а не только формы мышления. В связи с тем, что предопределение мышления возникает и развивается по тем же законам развития деятельности, можно считать логикой тот или иной метод, мышления (см. отличие метода от программы).

В ходе критического анализа и при программировании наиболее важными являются такие способы усложнения знания, которые принято называть восхождением от абстрактного к конкретному (ВАК). Воспользуемся логическими терминами. Прежде чем приступить к очередной объективации предиката (см. схема 9), предшествующий предикат уточняется. Тем самым, на втором шаге встречается уже два служебных процесса. Сначала уточняется тот предикат, который использовался для уточнения исходного предиката, а затем уточненный уточняющий предикат вводится в процесс уточнения исходного. И лишь затем общий результат субъективируется.

Точно так же в процессах нормативного описания деятельности (см. пояснение к схеме.5) вначале анализируют рефлексивный материал, используя самое общее представление о деятельности (см. пояснение к схемам 1 и 2). Затем содержание схем уточняется путем использования других схем. Постепенно нормативная картина деятельности усложняется и учитывает в обобщенной форме специфические черты .конкретной ситуации.